Святые места земли Рузской авторы Н.Алешкин и Л.Соколов

Святые места земли Рузской авторы Н.Алешкин и Л.Соколов

Содержание

  1. Церкви и церковные места
  2. Церкви Рузской земли на вторую половину восемнадцатого века и частично более позднее время, в алфавитном порядке (всего 58 храмов)
  3. Церковные места на середину 16-го и конец 18-го века в алфавитном порядке (всего 81 церковное место)
  4. Указатель церквей
  5. Указатель церковных мест
  6. Храмы, построенные в 90-е годы, 20-ые годы и более позднее

 

Церкви и церковные места. Обозрение.

Когда в Подмосковье встали первые  православные храмы?  Мы не знаем, с какой скоростью катилась волна крещения вятичей и кривичей после Киевской Руси. Язычники, не принимая новую веру, уходили к северо-западу.

Русская земля стояла на этом пути, и потому православная культура  прививалась десятилетиями. И  все же изыскания археологов  говорят о  существовании в Московии церквей уже  в 21-22 веках. Это, прежде всего, находки медных нательных крестиков. Вера в единого Бога- Иисуса Христа - обретала силу.

Храмы вписывались в живописную природу Московии.  Они располагались не на случайных местах, а на видных возвышениях. Церкви - организующие начала русского пейзажа. Красота покоряла  сердца людей.

Многое могли рассказать летописи того времени, но нашествия иноземцев, особенно татаро-монголов, опустошали  русскую землю, храмы сгорали.

Немало худого натворили на русской земле поляки и литовцы в Смутное время. Судя по архивным данным, практически все храмы были тогда порушены. Волна пожаров прокатилась по русской земле во время нашествия французов. Немало имущества  священнослужителей, церквей было разграблено.

Октябрьская революция  также рушила многое, что  созидалось веками. Особенно тяжелым ударом по Православной Церкви явилось закрытие  храмов в 30-ые г. и гонения на священнослужителей.

Несмотря на все это, русский человек издревле  держится на вере Христовой. Свидетельство тому - история церквей Рузского уезда. До  16 века строились в основном небольшие  четверики с  клетцки-деревянные храмы. Но иногда появлялись каменные церкви.

В 17-18 в.в. в Рузском уезде насчитывалось более 40 храмов. С учетом церквей, относящихся тогда к Звенигородскому и Верейскому уездам (ныне земли нашего района), на тот период набирается более 50 церквей.

Рузский уезд в 1773 г. имел громадную территорию. К востоку по речке Мологоше и Молодильне - граница с Московским уездом; с Звенигородским - по Москве- реке, Озерне, Глубокому озеру, Переволочне, Жуковке, Тростенке и Городенке; к югу с Можайским- по Москве- реке, Палии, Литовке, Мутной малой, Пноге, Займинке, Никифоровке, Машковскому ручью, Дубцу; к западу с Волоколамским – по Рузе, Щетинке,  Корчаржке, Черничной, Лотоше, Сестре, Борщевке, Ламе, Сухоше,  Саморинке; к  северу с Дмитровским: по  Мологоше, Горенке, Руднице, Березовке, Локноше, Рачке, Крапивке; с  Клинским: по Локноше и Суходолу.

Заметим, что в далекое  время в территорию  нынешнего района вклинивался с севера и юга Звенигородский уезд. То есть, восточная часть  Рузского уезда оканчивалась отсрым углом треугольника  где- то к Колюбакину.

До  литовского разорения храмов в Рузском крае было гораздо больше. Только  в Рузе, на Городке, возвышались 7 церквей.

Из ограниченного количества сохранившихся  рапортов, доставленных в  Московскую консисторию после французского нашествия, не представляется возможным подсчитать нанесенный урон. К этому времени могло быть построено немало церквей.

К примеру, упоминается церковь Трех Вселенских учителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста). А эта церковь не входит в Рузскую десятину, как храм  иконы Казанской Божьей Матери, построенный  в Поречье в конце 18 в. Поэтому  полную статистику количества церквей дать пока нельзя.

По нашим данным, во второй половине 18 в. в уезде  числилось  более 70 церковных мест. Ныне в нашем районе, с учетом древних границ, их чуть- чуть побольше.

Деревянные храмы служили недолго.  Церковные  земли либо превращались в пустошь, либо  на этих местах через десятилетия и века вновь росли Божьи храмы. Они рушились из-за ветхости. Вместе с этим менялись названия мест: деревня, село, пустошь и т.д. Народная память донесла до нас такие, к примеру, пустоши, как Волковская и Алексеевская в округе Голосова. 

Пустошь (поле) Грачевка,  расположенная недалеко,- древнее церковное место. Есть свое Куликово поле, свидетельствующее о том, что когда- то здесь «были схватки боевые».

Небезынтересно знать о финансовой стороне дела  строительства церквей. Много земли в нашем уезде принадлежало монастырям. Ежегодно через Рузского старосту собиралась дань с крестьян, землевладельцев, церковного  притча. Земли хозяйственные отдавались часто в оброк, и арендатор также платил деньги в церковную казну. Кроме того, были пошлины в виде  заезды у десятильничи ( т.е. с площади надела).

Напоминаем о денежных единицах того времени - это рубль, гривна ( десять копеек), алтын (три копейки), деньга (полкопейки), полушка (четверть  копейки).

Строили церкви всем миром, включая денежные пожертвования и рубку сруба будущего храма. Часто  челобитную построить  церковь писал землевладелец в Патриаршей Казенный приказ.  Как правило, он  же заботился о ее ремонте. Так, в конце 18 в. князь И.М.Кольцов- Мосальский отремонтировал каменную церковь о двух этажах в Горбове, Одигитриевском тож. Церковной утварью перед открытием храма (освящением) помогал Патриарший Казенный Приказ. В ряде случаев можно определить возраст  действующих и  недействующих ныне церквей. Так, согласно архивным документам, каменный храм знамения Божьей  Матери в Аннине воздвигнут в конце 18 в. Однако недавнее  археологическое  обследование показало, что каменная церковь существовала гораздо раньше.

Шатровая церковь  имеет привлекательный архитектурный облик. Своя музыка  камня церквей Димитрия Солунского в Рузе,  Михаила Архангела  в Архангельском, Казанской иконы Божией  Матери в Брынькове.

В районе- 15 постоянно действующих  храмов. Они постепенно преображаются, неся в себе красоту и притягательную силу.

Описание церквей, церковных мест позволяют иметь некоторое представление о том, чем жили крестьяне и посадские люди. Повсеместно, видимо, держали скот. В земельных владениях  десятки, сотни копен сена.  Часто тогда сеяли гречиху и коноплю. Леса в округе вырубались под поле, и открытые  пространства прогревались, что способствовало выращиванию гречихи. Это растение- кладовая нектара для пчел. Конопля давала калорийное питательное  растительное масло. Из е волокон вили веревки, ткали холсты.

Читая фамилии, имена предков, как бы переносишься в древнее время. В книгах и др. документах знакомые фамилии. Так, в посадках Рузы жили Стрелковы,  Смирновы, Парашины, Кармалины, Чуваевы, Лущихины, Брюшковы.  Летописец  привычно называет крестьян Ивашкой, Фролом, Богдашкой, Степашкой.

Изучая архивные документы, встречаем известные дворянские фамилии, оставившие добрый след в истории. Это  Шеховские, Волынские, Хитрово, Шереметьевы, Вельяминовы, Милославские, Прозоровские, Оболенские. Нельзя не заметить фамилий священнослужителей. Это Ивановы, Васильевы, Дмитровы, Дмитриевские, Купленовские, Сергеевы, Григорьевы, Петровы. Царствие им небесное!

Поговорим о географических названиях. До нас дошли деревни  Рождествено,  Михайловское, Архангельское, Аннино, Знаменское  тож Покровское, Богородское. Как видим, их происхождения храмовые.

По названиям многих церквей можно определить названия  населенных пунктов. К примеру, по храмам Покрова, Рождества Пресвятой Богородицы раньше именовались села Рождествено и Покровское.

Какие красивые названия сел и деревень  пронесли сквозь века наши предки! Это Пески, Лужки, Теплое, Долгие Ляды, Вишенки, Горки, Орешки (раньше Орешниково, орешково). Так и просится перо уложить их в стихотворные строки.

В нашу жизнь входят Божьи храмы. Одновременно надо бы восстановить старинные определения населенных пунктов. Так, Поречье, Горбово-  Мосальское, Аннино, Вельяминово, Знаменское тож, Нильское, Покровское, Старая Руза  следовало бы именовать селами. Жаль, что исчезло милое название Спас- Дуброво, вблизи Нововолкова.

И церковь, и церковное место считаются святым и памятным. Мы постараемся определить их расположение по  описаниям народной памяти. Раньше в  на Рузской земле были часовни ( на погостах, в деревнях). Здесь шли богослужения,  отпевали покойников, отсюда совершались крестные ходы по случаю засухи, другого стихийного бедствия, большого торжества. Часовни по мере сил тоже надо восстанавливать.

Главам  администраций, местным жителям, дачникам не мешало бы знать о церковных местах округи. По мере сил мы в этом поможем.

Что-либо другое строить на месте церквей- дело не  богоугодное. Так, пристроившие срубы к бывшей часовне  быстро  ушли в мир иной. Не так давно на месте церкви дачник воздвиг большой дом, несмотря на предупреждение старожилов о возможной божьей каре. Так и произошло: дом сгорел.

На местах церквей, часовен, погостов порой строятся  целые дачные поселки, несмотря на протесты старожилов. Святые места попали под затопления водой при  образовании водохранилищ.

Рядом с церквями, на древних кладбищах, порой разрабатываются карьеры. Не кощунственно ли это  по отношению к православным предкам?

О расположении церковных мест надо знать, с любовью их охранять. Это память о наших пра-пра…дедах, которые  строили храмы, поклоняясь кресту Господнему. В этом спасение каждого из нас.

Церкви Рузской земли на вторую половину 18 века и частично более позднее время.

1.Соборная церковь

Престольный праздник – Пасха - после семи седьмиц Великого Поста.

Часто спрашивают, какая из церквей была главной  и наиболее почитаемой в городе  и уезде? Это, конечно, Воскресенский собор, действовавший в Рузе до закрытия в 1937 г. История храма уходит в глубь  далекого времени. Построен он  во имя  великого православного праздника Воскресения Христова- святой Пасхи уже в 14 в., когда в годы княжения Ивана Калиты Руза была западным пограничным  городом Московского государства.

Церковь была деревянной, за десятилетия ветшала и на этом месте рубили новую. Храм располагался на  почетном месте - в центре западной  площадки крепости (нынешнего Городка). Крепло Московское княжество, росла Руза. Не  случайно на месте деревянной церкви встал  каменный Воскресенский собор. Это  произошло в начале 16 в.

Западный вал крепости  осеняла надвратная  церковь. Каков был собор? Это высокое здание на мощном фундаменте с устремленной вверх  шатровой кровлей, а венчала ее маленькая главка. С запада к храму примыкала колокольня, которая заканчивалась тоже шатром.

Шли годы, рядом с Городком появились слободки. Центр города сместился и собор оказался на окраине. Он сильно пострадал от пожара,  случившегося  в 1619 г. Как дальше быть? Было принято мудрое решение возвести заново собор в центре застройки. Так, в конце 17 в. возник Воскресенский  собор,  поставленный на месте деревянной церквушки. Просторный главный четверик освещался двумя рядами окон. Его украшали большая алтарная  апсида   величественное пятиглавие. Под стать собору  была высокая колокольня. По  имеющимся данным, она построена  в  1725-1728 г.г.

Во время Отечественной войны с французами, в 1812 г. храм был разграблен. Дружными силами прихожан  церковная утварь была быстро восстановлена.

При Николае 1, в 1830 г., разработаны чертежи надстройки колокольни и всего здания. Замысел был осуществлен, и резьба по камню украсила храм. К  западу спускалась каменная лестница. Такое преображение храма связано с  тем, что в начале 19 в. вблизи  часовни собора было совершено массовое погребение горожан, умерших во время «морового поветрия». Воскресенские  колокола были самыми большими и звучными в уезде. На подъезде к городу за  10-12 км радовал слух величавый благовест.

Перед закрытием храма в довоенное время последним священником был А.И. Воскресенский, о дальнейшей судьбе которого мало что известно. До войны были разобраны колокольня  и пятиглавие. В 1941-42 г.г. немецкие оккупанты превратили собор  в огневой опорный пункт.  Церковь сильно пострадала от  обстрела.

Воскресенский собор – духовный  центр застройки Рузы с величественным архитектурным обликом. Это уникальный  памятник церковной архитектуры.

Прихожане интересуются, каково состояние соборного здания ныне?  Стены и своды целы и прочны, без глубоких трещин. Поскольку храм стоит на возвышенном месте, то проседание фундамента незаметно. У собора-  надежная  крыша, исправные окна  и двери, действует отопление. Внутри сохранилась древняя алтарная стена. На которой размещался иконостас. Жаль, отсутствуют  величавшие здание колокольня    и пятиглавие.

2.Бориса  и Глеба церковь в Рузе, на посаде.

Престольный праздник- 15 мая и  6 августа.

Древняя церковь Бориса и Глеба  была разорена  в начале 17 в. и построена вновь в 1671 г. В дозорных книгах  Рузского уезда за 1625 г. записано: «В Рузе, на посаде, место церковное, что бывал храм Бориса и Глеба и того храма земли по сыску за Никольским  попом вдовым за Богданом с 1621 г. и по сия места, а до тех мест лежала впусте от Литовского разорения».

Церковь  существовала до 1682 г. Дьячку Фоме Тимофееву была дана  благодарственная грамота на возведение новой церкви. Церковь была построена  деревянной, однако в 1686 г. «стояла пустая без пения».

Из-за  ветхости церковь было разрешено построить в 1734 г. Так все и было исполнено. Церковь освящена в 1735 г.

В 1806 г. построена каменная церковь  на несколько сот метров  севернее  церковного  места. Богослужение ориентировочно  шло до  1938 г. Церковь    пострадала  в 1941 г., во время боев  с немецкими захватчиками. Ныне  недействующая.

3.Церковь святого Димитрия Солунского  на посаде Рузы, у Карцевой  Слободы.

Престольный праздник- 8 ноября.

Храм существовал  уже в 16 в. В числе других церквей города это  была крепость в случае  военного нападения. Храм  великомученика Димитрия  Солунского  построен к  западу от старинного Городка. Помощь святого, покровителя православного  воинства,  придавало силы защитникам города.

Церковь разрушена во время  польско- литовского нашествия. Сведения о восстановлении храма относятся к 1678 г. Церковь была деревянной.

Каменная  церковь возведена  в 1795 г. Само  строение остается загадкой. Первоначально  возникла только восточная часть – восьмигранник с пятью главками. Церковь  ротонда, т.е. круглая, восьмигранная постройка,  увенчанная куполом, создана под звоны.

Первая глава, которая сейчас  глухая, имела ажурный облик. Она также является колокольней. Если войдем в церковь, то увидим, что  там нет светлого проема,  как, например, в церкви Покрова. Эта часть перекрыта сводом.

Раньше была лестница, по которой  попадали на колокольню. Увы,  это не  дошло.

Кто строил храм Димитрия Солунского, сведений нет. Но это был талантливый  архитектор. Перестройка церкви в позапрошлом веке проводилась так,  чтобы пристройка не испортила красоты первоначально сооруженного здания. Боковые главки и колокольня отодвинуты, дабы максимально сохранить  подлинный шедевр.

В середине позапрошлого века церковь переделали. Вернее, пристроили два боковых придела. Один- Спас Нерукотворный, другой- Божья Матерь  Неутолимой печали. Выстроили и новую колокольню.

В 1910 г. к 300-летию Дома Романовых, проведен ремонт и сделано калориферное отопление. Последняя служба прошла в 1938 г. Настоятеля  репрессировали.

Храм заметно пострадал в годы войны. По существу церковь не ремонтировалась и не реставрировалась.

Церковь действует вновь с 1989 г. немало работ проведено по ее  восстановлению, многое предстоит сделать.

Храм Святого Великомученика Димитрия- один из привлекательных по красоте в Рузской округе. Это и подлинный  железный кованый крест конца 18 в. Издалека  церковь выглядит приземистой игрушкой, а подходишь ближе - он как бы взлетает в поднебесье.

Храм точно пропорционален церквям, находящимся по соседству. Идет как бы перекличка Брыньковского, Покровского, Димитровского храмов. Это одна геометрическая линия.

Идущий в церковь Димитрия Солунского, что на посаде Рузы, настраивается на благолетие, устремление к прекрасному.

4.Покрова Пресвятой  Богородицы церковь в Рузе, на посаде.

Престольный праздник- 14 октября.

Первое историческое сведение о существовании Покровской церкви находим в  писцовых и дозорных книгах 1624 и 1628 г., Рузского уезда: «В Рузе, на  посаде, Храм Покрова  Пресвятой Богородицы стоит пуст без пения, церковь не покрыта и обвалилась, а живет у той церкви вдовый поп Семион, платит дань церковную и землею церковною и приходом владеет, свадьбы венчает и молитвы говорит».

В 1695 г. попы, Дьяконы и причетники г. Рузы били челом святому патриарху о захвате  церковной земли посадскими людьми, в том числе и Покровской «десятин съ пять». В 1696 г. по указу патриарха Адриана велено  церковную землю досмотреть, описать и обмерить при поповских старостах.

При церкви в 1715 г. находился «во дворе Иван Прохоров». Церковь Покрова пресвятой Богородицы восстановлена и освящена в 1699 г. Поп   Семион посвящен в попы  той церкви преосвященным Григорием,  митрополитом Мелиопикийским на месте бывшего вдового попа Ивана Прохорова.

Каменная церковь построена в 1781 г., трапезная - после 1812 г. В 1870 г. пристроены приделы. Здание храма  отремонтировано в 80-х г. 20 в. с установкой  ограды. Служба в церкви возобновилась с 2000 г.

5.Успения Пресвятой Богородицы церковь на посаде г. Рузы

Престольный праздник - 28 августа

«В Рузе, на торгу, храм Пречистой Богородицы честного Ея успения, а владеет тем храмом и того храма поповым причетником церковных дворовыми и огородными  месты и полевою   церковною землею руженин Микифорка Лаврентьев, а служит  у той церкви черной поп Деонисий». Так записано в одном из архивных документов в 1628 г.

В 1686 г. получено благословение  на построение новой церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы на старом  церковном кладбище. Храм освящен в 1698 г.

За 1726 г.  находим такую запись: января 28 числа запечатал указ о строении церкви по челобитью города Рузы церкви Успения пресвятой Богородицы, попа Филиппа Борисова велено ему в городе Рузе, вместо Успенской ветхой церкви поставить церковь во имя Успения пресвятой Богородицы, а построив освятить города Рузы Воскресенскому протопопу Петру». Когда была церковь освящена, сведений нет.

Ныне это церковное  место восточнее церкви рождества Христова.

6.Благовещения Пресвятой Богородицы церковь в с. Долгие Ляды

Престольный праздник- 7 апреля.

Село Долгие Ляды с церковью  Благовещания Пресвятой Богородицы, принадлежавшее некогда князю Василию Тюменскому, в начале 17 в. «запустело от Литовского разорения» и было  причислено к дворцовым селам.

В Долгих Лядах, на пустоши, вновь была построена церковь во имя  Благовещания Пресвятой Богородицы печатником Федором Федоровичем Лихачевым. Об этом есть упоминание в купчей крепости за 1649 г.

Благовещанская церковь сгорела, и в 1713 г. князь Петр Иванович Прозоровский обратился в Патриарший Приказ с просьбой возвести новый храм.

Церковь, скорее всего, построена  каменной. Согласно документации того времени церковь была освящена в 1726 г.

7.Воскресения Христова церковь в Воскресенском, на  Пальне.

Престольный праздник- Пасха, пост, семь седьмиц Великого Поста

Храм построен в конце 18- начале 19 в. По  внешнему облику схож с Рузской церковью Димитрия Солунского.

Предположительно  храм  строил землевладелец Белаго. Церковь действовала до 1937 г.  Храм восстанавливается.

8.Богоявления Господня церковь Богоявленском, Брынькове тож.

Престольный праздник- 19 января.

Село Брыньково в 1676 г.  относилось к Войнической волости.  Сельцо- вотчина  князя  Петра Семеновича Шеховского.  В 1697 г.  принадлежало стольнику  Андрею Никитичу Квашнину- Самарину, построившему церковь в том же году. На возведение церкви  была наложена день с попова, дьячкова, пономарева и 20 крестьянских дворов. С добавлением имущества всего  собралось 20 алтын, 3 деньги, заезда, гривна.

Церковь  построена  и освящена  в 1698 г. Село Брыньково в 1762 г. принадлежало  статскому  советнику Федору Петровичу Квашнину- Самарину.

В настоящее время сведений о церковном месте нет. Находится, скорее всего, вне нашего района.

9.Бориса и Глеба в селе Дьякове, Скореве тож.

Престольный праздник 15 мая и 6 августа

В писцовых книгах 1625- 1626 г.г. записано: «За Петром Ивановым, сыном Белым, в вотчине жребий с. Скорева   и Дьякова тож, без жребия за его братом Кириллом Белым, да за его  племянником Петром  Иваном, да  Саввою Никитиными, детьми  Белыми ж,  а в селе  церковь Бориса и Глеба  без пения, а  церковного  строения нет. Пашни церковной 20 четвертей, сена- 30 копен».

В  1657 г. церковь построена вновь. Дань в сумме 10 денег, заезда, гривна платил  поповский староста Трофим.

Село Дьяково в 1666 г.  принадлежало Михаилу Степановичу Денисову. В 1717 г. церковь  сгорела. Помещик Кузьма Петрович Белый ходатайствовал получить разрешение  построить новую церковь. Она была возведена и освящена в 1722 г.

Кладбищенская церковь взорвана немцами в 1941 г. Ныне место церковное вблизи Центра медицинской  реабилитации им. Лиходея.

10.Воздвижения Честного Креста  Господня церковь на погосте, на реке Рузе

Престольный  праздник- 27 сентября

В двадцатых годах 17 в. церковь Всемирного  Воздвижения пуста и без пения. На  государственной земле дворцы оброчников.

Церковь построена и освящена в 1681 г. Каменная церковь сильно пострадала в середине 19 в., взорвана в 1942 г.

11.Церковь Воскресения Христова в с. Васильевском.

Престольный праздник- Пасха, после  семи седьмиц Великого Поста).

Из писцовых книг 1625-1636 г.г. известно, что дворцовое село расположено на реке Москве в Звенигородском уезде.

 В 1673 г. Спаса Нового монастыря власти жребий села Васильевского  променяли боярину Артемию Сергеевичу Матвееву. В 1676 г. священником служил Фотий Васильев.

В 1681 г.  селом и церковью владел боярин Семен Иванович Заборовский. Чуть позже при думном дьяке Емельяне Игнатьевиче Украинцеве построена существующая каменная церковь. В 1795 г. село с церковью перешло во  владение Маргариты Петровны Яковлевой. Церковь восстанавливается, и с 90-х г. прошлого века  здесь проводятся службы.

Министерство культуры Московской области

Портал Государственный и муниципальных услуг Московской области

 

 

 

 

 

Опрос

Каких учреждений культуры, на ваш взгляд, не хватает в нашем городе?:
Яндекс.Метрика