История и современные условия музейного развития

Руза относится к числу тех немногих городов, где первые публичные музеи возникают по инициативе передовой общественности, признавшей необходимость широкого распространения науки и культуры в народные массы. Рузский музей по времени основания (1907 г.) оказался в ряду первых музеев Подмосковья. Он является одним из старейших краеведческих музеев Московской области.

1. Предшествующий опыт развития музея

В 1906 году   среди рузских учителей возникла мысль о создании при библиотеке музея местного края. В 1907 году впервые в Московской губернии такой музей был создан. В музее были  представлены археологические, геологические, ботанические и гидробиологические  коллекции.   Большой вклад в музей был сделан сотрудниками гидробиологической станции Московского университета  на Глубоком озере (ими были изготовлены чучела птиц).     Публичный музей,  правильно устроенный и вполне доступный публике, признавался одним из лучших способов проведения полезных и необходимых сведений в народные массы. Таким образом, с первых лет своего существования Рузский музей рассматривался как первоисточник знаний и как средство их широкого распространения среди музейных посетителей.  Одной из первых задач ставилась привитие эстетического вкуса  посетителям. Музей представлялся его создателям как хранилище и ретранслятор не только знаний, но и образцов культуры, или, говоря современным языком, - духовных ценностей. В качестве носителей этих ценностей допускалось использование, как подлинных музейных предметов, так и заменяющих их моделей. Основным направлением деятельности музея на этапе его становления было формирование коллекций.   Однако ориентация на задачи комплектования не означала самоизоляции музея от общества, скорее наоборот, на этом этапе музей развивался как полностью открытая для внешнего взаимодействия система. В публикациях ставились задачи привлечь к комплектованию коллекций общественность, сделать ее представителей «внештатными сотрудниками музея». Имена тех, кто оказывал музею ту или иную помощь хранятся в музее.  На начальном этапе развития музея комплектование его фондов происходило на систематической основе.  Был сделан шаг от типологического комплектования к тематическому, ориентированному на сферу интересов широкой публики, а не только специалистов. В частности, проводилось комплектование по текущим событиям.Все эти факты характеризуют  Рузский музей как учреждение с явно выраженной ориентацией на тесный контакт с его социальным окружением. Музей отличало стремление привлечь к своей деятельности как можно больше союзников и партнеров. В этих чертах  Рузского музея, заложенных его основателями, можно усматривать предпосылки эволюции современного краеведческого музея.   Установка на открытость музея к широкому социальному взаимодействию - это  традиция . Правда, приходится признать, что эта традиция формировалась непросто и сохранялась на разных этапах музейной истории не лучшим образом.  В 1911 году при   музее   была построена «местная этнографическая изба». Фасад ее был оформлен по рисунку С. С. Елагина, использовавшего  сохранившиеся в Хотебцовской волости образцы  орнаментов резьбы по дереву. Учительницей Баклановой были собраны все предметы уходящего крестьянского быта.

Особенно бурно  музей развивался после Великой Октябрьской социалистической революции. В 1918 году  заведующим музеем был назначен С. С. Елагин. Ему и двум сотрудникам удалось вывести из помещичьих усадеб Рузского уезда много   ценных для музея экспонатов. В 1920 году под музей был предоставлен  на одной из центральных улиц  Рузы изящный двухэтажный особняк Леонтьевой.   Музей проводил большую просветительскую работу среди населения города и деревни.  Достаточно обширной была и научная работа музея. Проводился сбор фотографий памятников архитектуры и старины, собиралась библиография местного края. 

К середине 20-х годов музей полностью сформировался. В его экспозиции насчитывалось около тысячи ценных экспонатов. Все собрания музея погибли во время Великой Отечественной войны.

Решение о восстановлении музея было принято в апреле 1967 года. На территории городка в небольшом домике появились первые выставки рисунков и ремёсел. Большой вклад внесли Буданова К.А , Л.С.Соколов. Однако статус самостоятельного он получил не сразу. Сначала он являлся филиалом петрищевского музея на общественных началах. С годами он приобретает самостоятельность. В 90-х годах музей переводится в здании Покровского собора, где и находился до мая 2006 года.

27 августа 2006 года Рузский районный краеведческий музей открыл экспозицию в одном из зданий построенного в 1820-30 гг архитектурного комплекса,  которое было специально отреставрировано для музея.

Рузский музей получил хороший подарок к своему столетию, которое будет отмечаться в 2007 году. В настоящее время фонды музея составляют около 15 тысяч единиц хранения. Экспозиция представлена следующими разделами : история древней Рузы, героические страницы прошлого, этнография родного края, проводится до 7 выставок в год .

Музей ведёт большую просветительскую работу среди населения: проводятся конференции, презентации, встречи ветеранов, лектории, кинолектории, экскурсии.

В год его посещают  более 13 000  человек.

 В наше время возникла и была осознана необходимость разработки документа, содержание которого могло бы сыграть объединяющую роль и послужить надежным ориентиром в дальнейшем развитии музея. Подобный документ   был бы назван проектом, в наше время речь может идти о новой концепции развития музея.   

 

2.Творческий потенциал музея

 

 Проблема создания нормальной рабочей атмосферы в музее состоит прежде всего в отсутствии: а) нормальных рабочих механизмов проявления различных точек зрения, б) обустроенных каналов обмена идеями, в) эффективных процедур принятия коллегиальных решений г) в отсутствии  штата хранителей и научных сотрудников. Фактически здесь идет речь о внутримузейном коммуникационном кризисе, преодоление которого становится одной из задач ближайшего этапа развития музея. И не следует думать, что такого рода кризис - исключительная характеристика  нашего музея. Этой болезнью сегодня болеют практически все музеи, и не только они - может быть, и все наше общество в целом.     Коммуникационный кризис в экспозиции. Основным средством связывания различных частей экспозиции    стала разработка обзорной экскурсии по музею. Но существует необходимость разработать тематические экскурсии по каждому залу, благо богатейший материал накопленный в музее позволяет это сделать. Существует проблема интерпретации различных выставок с основной темой музея.  Что произойдет раньше - овладение в совершенстве правилами музейной грамматики и сюжетосложения всеми сотрудниками музея или построение новой стационарной экспозиции музея, сказать пока трудно, но очевидно, что оба пути решения выявленной коммуникационной проблемы возможны. 

 

 

3.Потенциал музейных коллекций

На пути своего становления и развития  Рузский музей прошел долгий и нелегкий путь, в результате которого сложился сегодняшний музейный фонд. Коллекции музея складывались с 10-х гг. XX в. усилиями меценатов и любителей старины  .

Общая характеристика фондов музея

I. КОЛЛЕКЦИИ ОТДЕЛА ПРИРОДЫ  а) Гербарный фонд, заложенный в начале века   б) палеонтологический  ; в) энтомологический,  ; г) минералогический  ; д) фотодокументальный, более 2000 предметов.

II. АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ    Собрание включает в себя материалы памятников всех эпох: от палеолита до позднего средневековья и нового времени

III. НУМИЗМАТИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ    состоит из коллекции монет, бумажных денег, знаков, наград  восточных и европейских средневековых государств; иностранные монеты XVIII, XIX, XX вв.; русские монеты, начиная с периода русского централизованного государства, с Петра I до Николая II; отдельные монеты периода феодальной раздробленности; монеты РСФСР и СССР с 1921 г. до настоящего времени.    

IV. КОЛЛЕКЦИЯ ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ПРЕДМЕТОВ И ЭТНОГРАФИИ   В настоящее время музей имеет более 5 тысячи  предметов этнографического характера. Это национальная  одежда. В фондах представлены этнографические украшения, домашняя утварь, обрядовые вещи, орудия труда, средства передвижения, музыкальные инструменты к.XIX-н.XX вв. Кроме того, в эту коллекцию входят: а) мебель .XIX- н.XX в.; б) посуда фарфоровых заводов Кузнецова, Гарднера и их филиалов; в) часы настенные , настольные;  ; г) самовары   тульских фабрик  ; д) углевые и огневые утюги

V. КОЛЛЕКЦИЯ ИЗДЕЛИЙ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Наибольший интерес представляют работы: а) знаменитого Рузского мастера Грушина , занимавшегося плетением мебели, б) плетеные шкатулки из соломы ; д) глиняные свистульки  и курительные трубки; е) предметы из бересты и фанеры;  

VI. КОЛЛЕКЦИЯ ОРУЖИЯ  В фондах музея представлены памятники оружейного искусства России. В собрании отражены   системы холодного, метательного и огнестрельного оружия . Особенно интересны: офицерская сабля    н. XIX вв.;  пулемёт  марки «Максим» н. ХХ века .

VII. ИКОНЫ И КУЛЬТОВЫЕ ВЕЩИ    Наиболее интересные предметы этой коллекции - иконы: « Дмитрий Солунский» ;  часть алтарных икон 18-19 века ; Библия 16-17 века.  В коллекцию также входят: металлические складни, кресты , оклады.

VIII. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА      Живопись представлена в основном портретами  и пейзажами   Интересны пейзажи Кетова, Спасского, Куприянова.     В коллекции скульптуры наиболее интересен бюст В.М.Долгорукова работы неизвестного скульптора 18  века  

IX. КОЛЛЕКЦИЯ КНИГ  В этом собрании выделяются  : а)  исследования  начала 20 века (работы Зографа).; б) история края  .;  

 .

X. КОЛЛЕКЦИЯ ПОЧТОВЫХ ОТКРЫТОК 1. Открытки с видами городов России. 2. Открытки с видами  Рузы начала ХХ века 3. Художественные открытки, изданные  в  России в конце XIX - начале XX вв.

XII. КОЛЛЕКЦИЯ ФОТОГРАФИЙ И НЕГАТИВОВ ПО ИСТОРИИ КРАЯ XIX-НАЧАЛА XX вв.  Коллекция наиболее полно отражает следующие темы: 1.    Начало века; 2. Великая Отечественная война ; 3. Герои Советского Союза (наши земляки);  4. Партийная жизнь (съезды, конференции, делегаты; 5. Пионерская организация, ВЛКСМ;  16. Советские праздники, юбилеи

 

Всего собрание Самарского областного историко-краеведческого музея на 1 января 2008 г. составляло 14 782 единицы Анализ приведенных выше данных приводит к следующим выводам: 1. В целом коллекции музея могут быть кратко определены следующим образом. Классическое собрание краеведческого музея с богатыми естественнонаучными и археологическими коллекциями. Достаточно выразительная историко-бытовая и этнографическая коллекция. Интересный фонд письменных источников, книг, фотографий дореволюционного периода и первых лет Советской власти. Типичный и характерный для большинства краеведческих музеев фонд источников по периоду развитого социализма. 2. К сожалению, уровень учета и научной обработки фонда является также достаточно типичным для большинства краеведческих музеев страны и может быть определен лишь как «неудовлетворительный». Так, отсутствуют полные данные по точному количественному составу систематических групп (фотографии, документы и др.). Уровень изученности музейного собрания определен в целом самими работниками фондов как «недостаточный». Это естественно сужает возможности экспозиционного использования большинства коллекций, затрудняет проблему определения очередности проведения дорогостоящих консервационных и реставрационных работ. 3. Удовлетворительным является достойное состояние хранилищ, поддерживаемые условия хранения коллекций, система безопасности. 4. Динамика комплектования за последние три года показывает активизацию собирательской работы, однако ежегодный прирост коллекций не является максимально возможным и в процессе реализации новой концепции музея может значительно превысить указанные цифры. Особого внимания, наряду с другими, заслуживает проблематика комплектования материалов современного периода: в быстро изменяющейся ситуации могут бесследно исчезнуть многие важные свидетельства сегодняшнего дня. 5. В фондовой работе назрела необходимость серьезного подхода к компьютерной обработке информации о музейных источниках (учет, инвентаризация, каталогизация пр.). Сегодня музей обладает неплохой технической базой (компьютеры класса Pentium) ) для проведения этой работы. В 2008 году прошло подключение музея к сети Интернет

 

4.Социальное функционирование музея.

Полифункциональность музея как общественного института задает многоаспектность в формировании его отношений с окружающим миром. Появляясь и развиваясь в определенной социальной среде, музей, естественно, испытывает ее влияние. При этом он оказывает обратное воздействие, эффективность которого зависит от уровня развития музея, наличия выраженной позиции и программы деятельности, степени интенсивности контактов. Для концептуального обоснования системы культурных коммуникаций  необходимо проанализировать состояние существующих общественных связей музея, определить партнеров и конкурентов, выявить степень его влияния на социокультурную ситуацию в городе и регионе.  

Анализ состояния общественных связей СОИКМ. Музейная аудитория. Среди различных групп, включенных в сферу деятельности  РРКМ, приоритеты отданы детям и учащимся, что традиционно для краеведческого музея. Позитивным фактором является использование: - новых форм, отражающих стремление музея мобильно реагировать на потребности сегодняшнего дня (включение в музейные мероприятия элементов театрализованного представления, фестивального праздника, а также деловой игры, моделирования ситуации); - дифференцированного подхода к музейной аудитории с учетом возрастных особенностей.  Определенная ориентация есть у  музея  на такую социальную группу, как пенсионеры.  Становится традиционным  проведение в музее  экскурсий в историю нашего края  ( совместно с социальной защитой), включающее бесплатное посещение всех экспозиций и выставок  , концерты, вручение благотворительных подарков   Перед музеем стоит   проблема привлечения посетителя. Располагая  единственным в городе выставочным залом   маленькой площади  музей пошел по пути расширения выставочной и концертной деятельности    Только  за  2007 год прошло  8 выставок  и  4 концерта  . В музее созрела необходимость постройки отдельного выставочно- концертного помещения. Расширение площади необходимо ещё и потому ,что в музее стали проводить краеведческие конференции совместно с Управлением образования. Хороший уровень этих мероприятий был отмечен  участниками  и гостями . Однако предпочтение отдаётся больше    зрелищным мероприятим (яркие привозные выставки, театрализованные праздники) традиционным краеведческим экспозициям и формам работы. Следует также обратить внимание на  расширения и интенсификации межмузейного обмена выставками, в т.ч. межрегионального и с зарубежными музеями.  Организация немузейных выставок, различного рода праздников, фестивалей, концертов на территории музея тесно связана с проблемой эксплуатации его   помещений.  .  Музею  следует разработать программу предоставления площадей в аренду, рассчитанную на реальных и потенциальных партнеров, способных развивать с музеем творческие или деловые, но только выставочные проекты.   Партнеры и конкуренты     Музей постепенно привлекает внимание творческой интеллигенции города и района. Хотелось бы , чтобы для художников местом общения стал   выставочный зал музея .  Для этого мы предполагаем проводить выставки – продажи работ местных художников. Развитие контактов   в значительной степени определяется традиционным для краеведческого музея тремя основными направлениями: научное - с вузами, музейно-выставочное - с государственными и общественными музеями, образовательное - со школами, городскими и областными отделами образования, туристическими  фирмами.  Определенное внимание к музею проявляют СМИ: в  районной газете и местном телевидении периодически публикуются статьи о новых выставках или особо значимых музейных событиях и проблемах. Есть некоторое внимание к музею и со стороны радио Подмосковья. 

 Анализ социокультурной ситуации   не позволяет пока говорить о выраженной конкуренции в сферах культуры, организации досуга. Формируется основа для ее возникновения в ближайшем будущем.  Ориентация на создание (на основе существующих     достаточно эпизодических и малопродуктивных контактов) системы устойчивых общественных связей, посредством которых вчерашние конкуренты должны превращаться в партнеров, потребует значительных усилий. Прежде всего музею предстоит определить свое место в культурной жизни города и региона, которое во многом зависит от способности реагировать на ключевые проблемы социокультурного развития.

 

Актуальность темы

Актуальность профильной темы музея  диктуется тем обстоятельством, что сегодня все более важное значение приобретает деятельность по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, которое невозможно без образовательно-просветительской деятельности в области истории нашей страны. История района неразрывно связаны с самыми героическими страницами нашей истории

Основная идея

Деятельность музея посвящена исследованию материалов по истории и сегодняшнему  района и  пропаганде знаний в области истории  , а также развивающей и воспитательной деятельности в этом направлении.

 

Объект исследовательской и просветительской деятельности музея

Объект исследования – история и современность  района,   преемственность  в истории поколений

Цель и задачи

Цель деятельности музея –  научно – просветительская работа   с помощью исторических знаний.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи: 

  • Проведение поисковой, систематизирующей, научно-исследовательской работы по профилю музея 
  • Проведение экскурсионно – просветительской работы (обучающая деятельность);
  • Проведение пропагандистской работы в области гражданского, нравственного, патриотического воспитания (воспитательная деятельность);

Министерство культуры Московской области

Портал Государственный и муниципальных услуг Московской области

 Путеводитель по Московской области

 Путеводитель по Московской области

 

 

 

 

 

Опрос

Каких учреждений культуры, на ваш взгляд, не хватает в нашем городе?:

Анонсы мероприятий

Яндекс.Метрика